2 июл. 2016 г.

ЖИЗНЬ И КНИГИ СТИВЕНСОНА

На далеком,  крошечном острове под названием Уполу есть высокий красивый холм. На самой вершине этого холма стоит одинокая мраморная плита, к которой прибита маленькая бронзовая табличка с надписью Роберт Льюис Стивенсон . 1850-1894, а ниже котороткое стихотворение , известное всему миру:
Под широким и звездным небом
Выройте могилу и положите меня
Радостно я жил и радостно умер
И охотно лег отдохнуть
Вот что напишите в память обо мне
Здесь он лежит , где хотел он лежать
Домой вернулся моряк, домой он вернулся с моря
И охотник вернулся с холмов.
Именно здесь , на затерянных  в огромном океане островах Самоа провел последние годы своей жизни великий писатель , поэт и публицист Роберт Льюис Стивенсон.



Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в столице Шотландии , городе Эдинбурге. С самого рождения он часто болел. Ходить в школу Льюис не очень любил, зато любил кукольный театр и лесные прогулки. Окончив школу, будущий писатель поступил в Эдинбургский университет на звание адвоката. Однако, прослушав весь курс и получив мантию, он понял , что адвокатская деятельность не его призвание. К тому же открывшаяся чахотка заставила его искать более теплый климат и Стивенсон отправился на континент , во Францию. Во Франции наш герой познакомился с очаровательной американкой Фанни Осборн и полюбил ее. Однако, судьба разлучила влюбленных. Чтобы вновь соединиться , Стивенсону пришлось ехать за леди Осборн через океан в Америку. Тяжелое путешествие губительно сказалось на слабом здоровье писателя. И чтобы его поправить теперь уже супруги поехали в Швейцарию , на высокогорный курорт Давос. Но это не улучшило состояние здоровья писателя и поэтому в 1888 году Стивенсоны приняли решение совершить плавание в Южных морях. На яхте "Каско" они посетили Туамоту, Таити, Маркизские острова. Здесь болезнь отступила и они  продолжили свое путешествие на другом судне  под названием "Экватор". На нем наши путешественники  приплыли к Самоа и восхищенные красотой острова решили остаться здесь жить.

Стивенсон. Фото около 1885г

Фанни Осборн
Интересуясь творчеством Стивенсона , я прочитал немало критической литературы о нем. С чем -то я согласен, а с чем-то не согласен принципиально. Именно последнее и побудило меня написать настоящий очерк. В первую очередь я против понимания Стивенсона как певца исключительно радости и веселого настроения.
Конечно, мы помним этот знаменитый призыв Стивенсона: "Будем по мере сил учить народ радости и будем помнить , что уроки эти должны звучать бодро и воодушевленно, должны укреплять в людях мужество" (очерк РЛС об У.Уитмене). Однако дата написания этих строк 1878 год, тогда Стивенсону было всего 28 лет. Вполне естественно, что молодой человек , полный веры в жизнь и собственные силы , написал эти слова. Его известный "Реквием" , где он пишет : "Я радостно жил и радостно умер" также был написан задолго до кончины писателя. Да и возможно ли поверить в этот нескончаемый оптимизм , зная подлинную жизнь  писателя? Я предлагаю в своих суждениях опираться только на произведения Стивенсона и ни на кого более. Здесь я хотел бы рассмотреть несколько произведений Стивенсона, чтобы проследить эволюцию его взглядов на жизнь.
И конечно же надо начать с великого, неподражаемого "Острова сокровищ" . Нет нужды описывать историю создания этого романа , которая  и без того всем хорошо известна."Остров сокровищ" у широкого круга читателей считается главной и пожалуй единственной книгой писателя. И потому о Стивенсоне привыкли судить как об авторе легкого , непритязательного жанра приключений. Да, "Остров сокровищ " в самом деле таков.  В нем нет ни серьезного, разветвленного сюжета, ни впечатляющего , трагического финала, но именно в этом  и заключается его сила. Потому  он так и нравится тем кто его читает. Роман вышел  в свет в 1883 году . Прошло всего три года и из-под пера Стивенсона появилась новая повесть , названная им "Странная истории доктора Джекила и мистера Хайда". Конечно, это также как и "Остров" приключенческая книга, но вопросы которые в ней ставятся уже гораздо сложнее. Промежуток всего три года, а какая разница! Интересно и важно , что именно в этом году 1886 РЛС пишет письмо У.Арчеру , который перед тем обвинял писателя в лицемерии , указывая на огромную разницу между его радостными и оптимистическими произведениями и его личной жизнью. По этому поводу Стивенсон отвечал, что : "Все дело в том, что сознательно или нет, вы сомневаетесь в моей честности, вы полагаете я гаерствую, и в глубине души не верите моим словам... Вполне ли справедливо (далее курсив мой) РАССМАТРИВАТЬ ТОЛЬКО САМЫЕ БЕСПЕЧНЫЕ ИЗ МОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ , А ЗАТЕМ УТВЕРЖДАТЬ , ЧТО Я НЕ ПРИЗНАЮ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА. Однако, в очерке о Бернсе, к примеру, видно что я ясно различаю некоторые проявления зла". 
Как видите, я делаю свои заключения , опираясь только на слова самого Стивенсона.
 В 1889 году поклонники творчества РЛС получили возможность прочесть новую книгу писателя "Владетель Баллантрэ". Никто не будет спорить что "ВБ"от начала  и до конца подлинно трагедийное произведение.  Пусть это покажется странным или натянутым , но мне хотелось бы провести некоторые параллели между "Владетелем Балантрэ" и пожалуй самой известной мировой трагедией "Гамлет" У.Шекспира.  Попробуем определиться с главным героем. В романе Стивенсона пять главных героев: Джеймс, Генри, милели, отец и дворецкий Маккелар. Используя метод исключения , мне думается , что последние трое отпадают безусловно. Здесь я принимаю во внимание их роли и их характеры. Остаются Джеймс и Генри. Если вспомнить неразрешимые вопросы датского принца, то получится , что "шотландский Гамлет" это Генри Дьюри, лорд Деррисдир.Та же борьба своими родными, то же непонимание окружающих, за исключением верного Горацио-Маккелара, тот же поэдинок со Злом, конечно же уничтожение Зла и собственная гибель.
Обратив внимание на даты создания ключевых произведений , четко прослеживается путь развития мировоззрения Стивенсона от "Острова Сокровищ " через "Странную историю" в "Владетелю Баллантрэ". От оптимизма и радости  через раздумия и сомнения к суровой трагичности и даже пессимизму. Это подтверждают и последние письма РЛС :"Я дошел до мертвой точки. Я  обычно не помню своих прежних плохих настроений, но именно сейчас мне достаточно плохо, я имею в виду литературную работу; здоровье пока хорошо и крепко". Другое письмо : " Да будет известно нынешнему подвижному поколению , что я Роберт Льюис Стивенсон , сорока трех лет от роду , проживший двадцать лет литературным трудом, написал недавно двадцать четыре страницы за двадцать один день, работая с шести часов до одиннадцати , а затем с двух до четырех часов или около того без отдыха и перерыва. Таковы деяния богов, таковы возможности плодовитого писателя".
Повторяю . что в своем очерке я использую только прямой текст произведений или писем самого РЛС. Конечно , любая критика или исследование более или менее субъективны.
И все же прямой текст , слова самого Стивенсона остаются единственным и настоящим авторитетом в вопросах восприятия  его творчества и понимания его жизни.
Впрочем,  довольно литературных изысканий. 
Хочется от всей души присоединиться к словам Л.Фейхтвангера : "Дышите же воздухом его произведений, читайте Стивенсона".


Писатель в 1893г.

В 1890 году, за четыре года до смерти писателя, сойдя с борта "Экватора" Стивенсон и его семья остались жить на Самоа. Вскоре у центре Уполу , у самого подножия высокого холма , появился белый , двухэтажный дом , названный РЛС "Ваилима", поскольку рядом с дома протекало пять маленьких речек (Ваилима с местного наречия означает  " пять рек")

Ваилима. На террасе второго этажа сам Стивенсон
С туземцами Стивенсон был добр  и справедлив и благодарные самоанцы полюбили этого белого человека, непохожего на своих соотечественников. Они прозвали его Туситалой , что означает "Слагатель историй". И Стивесон не обманул их доверие. Он учил самоанских детей грамоте, защищал  туземцев от иностранных колонизаторов, улаживал распри местных вождей  и даже написал трактат "Примечание к истории" , в котором рассказал о сопротивлении островитян чужеземной колонизации Самоа.
Смерть наступила внезапно.
3 декабря 1894 года , вечером , внезапно и скоропостижно Роберт Льюис Стивенсон скончался.
Как он и завещал, его похоронили на вершине холма, на который  тело писателя подняли шестьдесят самоанских вождей. Там  наконец "пришел покой, там успокоилось сердце " великого Слагателя историй.
Надгробие на могиле Стивенсона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий